Natali Mintwave (lililoveme) wrote,
Natali Mintwave
lililoveme

Category:

Бесплатная работа: Да или Нет?

Привет, друзья!)

Зачастила я сюда писать, надеюсь, что вам еще не надоела!
Сегодня хочу коснуться темы, которая давно меня преследует и не отпускает. И думаю, что не отпустит уже никогда)

Как вы поняли уже по заголовку, речь пойдет о работе. Но не о той, на которую я хожу каждый день, и получаю почасовую "гарантированную" ставку. А о той, которая волшебным образом выливается в тексты, фото, выпечку, да и все то, что можно назвать но не пощупать - словом творчество.
У прекрасной, талантливой Марины (http://www.marinagiller.com) , я хочу просто взять, с разрешения конечно) и запостить сюда тот поток мыслей, который давно "витал" в голове, но никак не выливался в текст. А Мариночка его оформила как надо, и по существу. У нее, кстати, очень красивый и вдохновляющий блог!

"Возможно, для России эти темы несколько удивительны, но Западная блогосфера уже добрых пару месяцев горячо обсуждает тему восприятия блогеров обществом, компаниями, рекламодателями и желание использовать труд блогеров в обмен на мифический exposure. Текста будет много, но я призываю прочитать этот пост не только блогеров, но и фотографов, художников, дизайнеров, словом, всех представителей творческих профессий, которые сталкиваются с обесцениванием их труда и с ошибочными и обидными стереотипами о творческом процессе.



Некоторое время назад Марта Стюарт высказалась в духе "да кто такие эти блогеры?", и "эти блогеры" были оскорблены. "Эти блогеры" - профессиональные журналисты, литераторы, фотографы, художники, дизайнеры интерьеров, "эти блогеры" - мамы с пятью детьми, путешественники, владельцы бизнесов, "эти блогеры" - носители колоссального профессионального и жизненного опыта, а главное - носители жизненной позиции и уникальной системы ценностей. Это личности, каждая из которых имеет право на то, чтобы транслировать свои идеи и взгляды, быть услышанными, находя отклик в сердцах и умах людей. Многие добиваются заслуженной популярности и в праве строить на этом свою карьеру, зарабатывая тем, что делают.

Поэтому вторая, не менее актуальная тема набирает обороты и обсуждается уже даже на страницах NY Times. Речь о желании ангажировать блогеров для бесплатной работы "за пиар". Многие блогеры "делают это", но не меньшее количество людей возмущено таким подходом и таким отношением - а ведь, чаще всего, его демонстрируют крупные коммерческие компании и серьезные издания.

Я часто получаю разные предложения о сотрудничестве, на многие я соглашаюсь, с кем-то по разным причинам ничего не получается, тем не менее, я по-настоящему счастлива, что мои мысли, знания и умения востребованы! Но это также говорит о том, что они имеют определенную ценность. Чтобы иметь возможность создавать эту ценность, нужно не думать о том, где (в свободное от блогинга время) взять деньги. Блогеры такие же люди, как и все, хотя многим они видятся обеспеченными бездельниками с кучей свободного времени и жаждой внимания любой ценой. Такие наверняка тоже есть, но, в основном, мы обычные люди, и у нас есть расходы, долги, счета, словом, реальная жизнь во всей красе.

Работа должна оплачиваться. И эта простая идея, думаю, никого не смутит. Только воспринимать создание текстов, поиск и анализ информации, компетентные комментарии по разным вопросам, консультации, которые возможны благодаря накопленному опыту и (не бесплатному) образованию, как работу многие пока не готовы. Особенно если эту работу выполняют "какие-то там блогеры". Это ведь не хирургическая операция, не хлеб и даже не стрижка. Это просто слова и картинки, виртуальный продукт, который нельзя пощупать и который, как многим кажется, способен произвести любой.

Для меня идея о пагубности бесплатной работы тоже нова, но я пытаюсь с ней сжиться, потому что чувствую - в ней есть смысл. Я очень люблю крутые проекты. Когда встречаю такой и имею возможность к нему приобщиться, меня это вдохновляет. За этим вдохновением я теряю мысль о том, что люди, делающие эти проекты, чаще всего, помимо вдохновения, имеют в голове четкие цели и цифры.

Но ведь у меня тоже есть цели и цифры! Вместо того, чтобы создавать контент, на котором заработают другие люди, я могла бы написать пост для блога, усовершенствовать дизайн, сделать фотографии... побыть со своей семьей и друзьями или выйти прогуляться, в конце-то концов! А еще могла бы провести консультацию, не заставляя клиентов ждать очереди, ну, и мало ли всего интересного и полезного есть в жизни.



Принцип exposure (контакт с новой аудиторией), которым заманивают блогеров для бесплатной работы, конечно, понятен, но я склоняюсь к тому, что это скорее бонус, чем цель. Даже на Западе, где читатели имеют привычку обращать внимание на имена авторов, блогеры говорят об уважении к себе как к специалисту, которое не позволяет им работать бесплатно. У нас же такой традиции нет в принципе, люди склонны воспринимать содержание, не вдаваясь в детали того, кто за ним стоит, поэтому за прекрасный материал, чаще всего, почет достается исключительно площадке, а не автору.

Деньги (либо любая другая взаимовыгодная форма оплаты, например, подарочный сертификат на продукцию компании, рассказ о вас на страницах издания, ссылка на ваш сайт в нужном месте, быть может, эксклюзивный и очень интересный контент для вашего блога или что угодно, что лично вы сочтете достойной компенсацией ваших усилий) - это простой и понятный способ сказать "твой продукт имеет ценность, поэтому он нам нужен". Зачем вообще предлагать человеку что-то делать, если цена этого чего-то - ноль? Это к вам обратились, значит, ваши умения востребованы, а ваше имя имеет вес! Об этом важно помнить.

Я не хочу мешать все в одну кучу - есть проекты друзей, есть благотворительные проекты, есть просто очень хорошие идеи без бюджета, есть социальная ответственность, есть в конце концов, мечты поучаствовать в чем-то очень любимом, и это то, ради чего я готова жертвовать свое время (если не деньги), потому что я так чувствую и живу. Думаю, я в этом не одинока. Ну, а уж поговорить о себе и собственных проектах - это называется интервью, и это всегда прекрасно!



Но почему на пост-советском пространстве некоторые блогеры до сих пор радуются, когда известные журналы без разрешения перепечатывают их тексты? ("Но ведь они же подписали, а это честь и пиар!" WTF??? Они обязаны подписать то, что сделано вами, а также обязаны получить ваше разрешение на публикацию до того, как напечатать то, что является вашей интеллектуальной собственностью и плодом вашего труда.

Почему крупные компании продолжают предлагать бесплатно освещать их не всегда интересные, зачастую формальные мероприятия, призванные освоить маркетинговый бюджет? (А порой и отпилить себе часть, которая потом будет расписана как, например, "активность в блогосфере", то есть, ваша активность). За еду? У нас правда такие голодные глаза???

Почему отсутствие бюджета у клиента становится проблемой исполнителя, который по этому поводу призывается работать за exposure? Честно говоря, очень редко бывает, что клиент по-настоящему отрабатывает для исполнителя тот самый exposure. Когда приходит время похвалить и попиарить такого контрибьютора-благотворителя, бесплатные доселе слова почему-то резко дорожают, настолько, что их начинают экономить изо всех сил.

Словом, поразмышляв об этом и поучаствовав в многочисленных дискуссиях на тему, я пришла к выводу, что необходимо растить в себе профессионала. Не только в отношении качества собственной работы, но и в том, как ты воспринимаешь сам себя. Необходимо уважать себя и оценивать то, что делаешь, как нечто стоящее, а значит - не безвозмездное. И, вопреки расхожему мнению, это не убивает творчество, это высвобождает время для творчества, позволяя при этом зарабатывать любимым делом. Понимаю, что у нас этот рынок крайне незрелый, но скорость его развития зависит только от его участников, и правила на нем должны устанавливать обе стороны, поэтому в наших силах решать, по каким правилам мы хотим играть."

DSC_0617

Очень жду ваши комментарии - согласны ли вы, что вам есть возразить, каким опытом по теме вы можете поделиться? Пожалуйста, воспользуйтесь кнопками перепостов, чтобы донести эту тему до как можно большего количества людей и пригласить их к дискуссии!

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 115 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →